Читательская грамотность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является важнейшим метапредметным результатом обучения на уровне основного общего образования. Уровень овладения обучающимися читательской грамотностью напрямую связан с эффективностью усвоения материала по предметам социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов. Дефициты выпускников основной школы в части сформированности читательских умений, которые фиксируются по результатам основного государственного экзамена, объясняются, прежде всего, отсутствием единой методической системы и измерительных материалов, обеспечивающей интеграцию частных методик формировании читательской грамотности на уроках предметов социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит ряд мероприятий по совершенствованию системы оценки качества общего образования. Одним из них является проект по развитию банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся.
В рамках проекта проводится апробация контрольных измерительных материалов, сформированных на базе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся 5 -9 классов.
Целью апробации является развитие системы оценки качества общего образования в части оценки читательской грамотности обучающихся.
Условия проведения апробации в образовательных организациях (далее – ОО):
- Обучающиеся 5-9 классов принимают участие в апробации контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) по месту их обучения.
- Апробация проводится учителями, работающими в данном классе.
Апробацию могут проводить учителя по предметам социально-гуманитарного или естественнонаучного циклов, а именно: по русскому языку, истории, обществознанию, географии, физике, химии, биологии.
- Контроль за проведением апробации осуществляется представителями администрации ОО.
- Продолжительность проведения апробации – 90 мин (с перерывом, длительность которого не включается в этот промежуток времени).
- Организация независимого наблюдателя при проведении апробации не требуется.
- График проведения апробации устанавливается ОО самостоятельно в обозначенные сроки.
- Апробация проводится с использованием КИМ на бумажном носителе.
Комплекты КИМ, инструктивные материалы и формы баз в формате .xls для внесения результатов выполнения каждого задания КИМ обучающимися скачиваются из среды электронного обучения 3KL Hosted Pro 50GB (далее – Система для апробации). Доступ к материалам в Системе для апробации предоставляется организаторам ОО по электронной почте за пять дней до начала проведения апробации.
Ответы обучающихся – участников апробации проверяют не менее двух учителей, один из которых учитель по предметам социально-гуманитарного цикла, а другой по предметам естественнонаучного цикла. По результатам проверки выставляется согласованный балл по каждому заданию. Формы баз в формате .xls для внесения результатов выполнения каждого задания КИМ (далее – База) обучающимися заполняются учителями в электронном виде.
- Каждому обучающемуся – участнику апробации должны быть предоставлены следующие материалы:
1. один комплект КИМ;
2. инструкция по выполнению заданий КИМ;
3. черновик.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АПРОБАЦИИ
Апробация проводится в период с 26 по 30 сентября 2022 года.
Этапы проведения апробации:
1. Определение ОО – участников апробации.
2. Определение организатора в ОО.
3. Подбор классов, в которых будет проводиться апробация в ОО.
4. Скачивание из Системы для апробации КИМ, инструктивных материалов и Баз.
5. Печать и тиражирование КИМ и инструктивных материалов в ОО.
6. Предоставление КИМ и инструктивных материалов – участникам апробации ОО.
7. Предоставление Баз учителям – участникам апробации.
8. Проведение апробации в ОО.
9. Оценивание работ.
10. Заполнение Баз.
11. Отправка по электронной почте сканов изображений не менее 10% выполненных работ обучающихся – участников апробации.
Успешно проведенная апробация и последующий анализ ее результатов будут являться залогом создания качественного измерительного инструмента для оценки читательской грамотности обучающихся!